9-2-2019

12 Шагов 12 традиций анонимных алкоголиков

Анонимные Алкоголики
Тип Международное сообщество
Год основания 10 июня 1935
Основатели Боб Смит и Уилсон, Билл
Сфера деятельности Собрание групп взаимопомощи
Число членов Более 2 млн человек (на январь 2017) [1]
Слоган «Единство, служение, исцеление»
Сайт aa.org/lang/sp/subpage.c…
Медиафайлы на Викискладе

Анонимные Алкоголики [2] , или АА (англ. Alcoholics Anonymous ) — это содружество, объединяющее людей, которые делятся друг с другом своим опытом, силами и надеждами, чтобы решить свою общую проблему и помочь другим избавиться от алкоголизма.

Единственное условие для членства в АА — желание бросить пить. Члены АА не платят ни вступительных, ни членских взносов. Они сами себя содержат на свои добровольные пожертвования.

Поскольку хронический алкоголик полностью утрачивает контроль над выпивкой [3] , основной целью данного сообщества является сохранение трезвого образа жизни, полный отказ от употребления спиртных напитков [4] .

Содержание

Механизм работы групп [ править | править код ]

Главной целью проведения собраний АА является сохранение трезвого образа жизни (неупотребление алкоголя), а также помощь другим в решении этой проблемы. Регулярное посещение собраний, по мнению организации, помогает оставаться трезвым, даже тем участникам групп, которые ленятся работать по программе 12 шагов АА. Общаясь на собраниях, участники делятся своим опытом, силой, рассказывают о том, кем были, что с ними произошло и как им живётся в настоящее время.

Глубокая заинтересованность в желании оставаться трезвым, помощь новичкам на собственном опыте выздоровления, как отдельно взятой личности, так и группы в целом, духовный рост, независимо от вероисповедания, полная конфиденциальность являются движущими силами групп самопомощи АА.

В работе групп используется программа «12 шагов АА».

Сама программа 12 шагов полностью изложена в книге «Анонимные Алкоголики» — написанной в 1938—1939 гг. участниками групп для других участников и тиражируемой в традиционно синей обложке.

Финансирование [ править | править код ]

Финансирование групп основано на добровольных пожертвованиях от участников для оплаты помещения, приобретения необходимой литературы, а также для покупки чая, кофе, десерта и иных необходимых расходов. Такая децентрализованная схема придаёт группам большую автономность и независимость и способствует устойчивости механизма групп в масштабах страны.

В АА существует традиция, в которой рекомендуется отказываться от посторонней помощи и существовать на добровольные пожертвования её членов. Размер пожертвования член группы определяет для себя сам и оно не обязательно.

История создания [ править | править код ]

В 1840 году в городе Балтимор появилось Вашингтонское Общество. В его состав входили алкоголики, пробовавшие осуществить идеи взаимопомощи. Данное общество было очень активным в политических и социальных вопросах, поэтому через какое-то время в его состав начали входить люди, не имеющие отношения к проблеме алкоголизма. И Вашингтонское Общество перестало считаться группой взаимопомощи, так как основная деятельность групп начала носить общественный характер. В конце XIX века было создано «Сообщество ранних христиан», из которого впоследствии (начало XX века) выделилась «Оксфордская группа». Её основными задачами было возрождение христианских традиций.

История организации начинается с того, как американец Билл Уилсон, который из-за пьянки в очередной раз попал в больницу, остался трезвым полгода. Испытывая искушение напиться вновь, он стал искать пьяницу, нуждающегося в помощи. Билл познакомился с доктором Бобом Смитом, тоже алкоголиком. В результате общения у них возникла идея, что, живя по определенным духовным принципам (честность, вера в Бога,сознательная помощь людям и т.д.) они могут противостоять недугу и передавать свое знание другим алкоголикам. Так зародилось сообщество Анонимные Алкоголики. Со временем такое своеобразное общение начало приобретать всё более широкое распространение. 10 июня 1935 года доктор Боб Смит выпил последний раз спиртосодержащий напиток (бутылку пива). 10 июня 1935 года является днём создания сообщества АА [5] . Анонимные Алкоголики отделяются от Оксфордской группы.

Этот опыт позволил им объединить других алкоголиков, и в 1937 году группа насчитывала уже 40 участников. В декабре 1938 года был разработан текст «12 шагов АА». К 1995 году сообщество АА насчитывало более 2 млн членов и работало в 141 стране. В 2015 году на празднование 80 лет АА в Атланту приехало 61 тысяча делегатов из 80 стран. Литература издается на 90 языках и распространяется в 170 странах мира [6] .

Появление групп АА в других странах мира [ править | править код ]

В 1943 году появилась первая группа АА в Канаде. В 1946 году первые группы АА в Ирландии и Великобритании. В 1948 году первые группы АА в Японии и ЮАР. В 1950 году первые группы АА появились во Франции. В мае 1951 года и в ФРГ. В 1957 году в ГДР. С середины 1970-х годов АА действует в Польше. [7] В СССР группы АА появляются с середины 1980-х годов.

Последователи [ править | править код ]

Параллельно группам АА часто создаются группы для родственников или близких людей, на чью жизнь заболевание алкоголика оказывает негативное влияние — группы Ал-Анон. Родственники и друзья алкоголиков нуждаются в помощи, так как испытывают стресс, чрезмерную ответственность, дискомфорт или стыд, а также нарушается их привычный график жизни, когда близкий человек впадает в очередной период употребления. Посещение групп Ал-Анон помогает родственникам поделиться опытом, научиться ограничивать свою ответственность, рассеять ощущение изолированности от «нормального мира», получить моральную поддержку. Кроме того, обучение на группах может ослабить эффект удержания зависимого, при котором даже на этапе выздоровления и полного воздержания родственники не доверяют ему, с подозрением относятся к его отсутствию дома, смене настроения и внешнего вида.

Для подростков, чьи родители (или другие родственники/друзья) являются алкоголиками, создаются группы Алатин, адаптированные к особенностям подросткового возраста.

Для взрослых, родителями и родственниками которых были алкоголики или другие зависимые личности, работают группы Взрослых Детей Алкоголиков.

На основе опыта Анонимных Алкоголиков были созданы аналогичные группы взаимопомощи по другим зависимостям: Анонимные Наркоманы, Взрослые Дети Алкоголиков, Анонимные Обжоры, Анонимные Эмоционалы, Анонимные Трудоголики, Анонимные Сексоголики, Анонимные Никотинщики, Анонимные Игроманы и др.

Чтать также:  Сколько в день выпивает алкоголик

12 шагов АА [ править | править код ]

12 шагов АА — программа духовного переориентирования для зависимых от алкоголя. Целью является признание своей зависимости, апеллирование к «высшей силе» для излечения, возмещение ущерба, нанесённого другим в результате зависимости и донесение целительного знания до других зависимых. В значительной степени полагается на принятие «высшей силы» или Бога, который может пониматься по-разному, но является обязательной действующей силой в выздоровлении.

Используется в работе групп АА. Как правило, для эффективной проработки этапов программы необходимо наличие опытного участника (спонсора, наставника), способного разъяснить принципы каждого шага.

На основе программы была создана так называемая Миннесотская модель лечения, предполагающая участие профессионала-психотерапевта взамен равного участника.

12 шагов Анонимных Алкоголиков:

  1. Мы признали своё бессилие перед алкоголем, признали, что наши жизни стали неуправляемы.
  2. Пришли к убеждению, что только Сила, более могущественная, чем мы, может вернуть нам здравомыслие.
  3. Приняли решение перепоручить нашу волю и нашу жизнь заботе Бога, как мы Его понимали.
  4. Глубоко и бесстрашно оценили себя и свою жизнь с нравственной точки зрения.
  5. Признали перед Богом, собой и каким-либо другим человеком истинную природу наших заблуждений.
  6. Полностью подготовили себя к тому, чтобы Бог избавил нас от всех наших недостатков.
  7. Смиренно просили Его исправить наши изъяны.
  8. Составили список всех тех людей, кому мы причинили вред, и преисполнились готовностью загладить свою вину перед ними.
  9. Лично возмещали причинённый этим людям ущерб, где только возможно, кроме тех случаев, когда это могло повредить им или кому-либо другому.
  10. Продолжали самоанализ и, когда допускали ошибки, сразу признавали это.
  11. Стремились путём молитвы и размышления улучшить соприкосновение с Богом, как мы понимали Его, молясь лишь о знании Его воли, которую нам надлежит исполнить, и о даровании силы для этого.
  12. Достигнув духовного пробуждения — к которому привели эти шаги, мы старались донести смысл наших идей до других алкоголиков и применять эти принципы во всех наших делах.

12 традиций АА [ править | править код ]

В сообществе существуют 12 традиций — это некие принципы, которые положены в основу функционирования группы, поддержания её развития и доброжелательного общения её членов. 12 традиций — это не законы и правила, а лишь пожелания, которые составлены на основе предыдущего опыта анонимных алкоголиков.

12 традиций Анонимных Алкоголиков:

  1. Наше общее благополучие должно стоять на первом месте; личное выздоровление зависит от единства АА.
  2. В делах нашей группы есть лишь один высший авторитет — любящий Бог, воспринимаемый нами в том виде, в котором Он может предстать в нашем групповом сознании. Наши лидеры — всего лишь облечённые доверием исполнители, они не приказывают.
  3. Единственное условие для того, чтобы стать членом АА — это желание бросить пить.
  4. Каждая группа должна быть вполне самостоятельной, за исключением дел, затрагивающих другие группы или АА в целом.
  5. У каждой группы есть лишь одна главная цель — донести смысл наших идей до тех алкоголиков, которые всё ещё страдают.
  6. Группе АА никогда не следует поддерживать, финансировать или предоставлять имя АА для использования какой-либо родственной организации или посторонней компании, чтобы проблемы, связанные с деньгами, собственностью и престижем не отвлекали нас от нашей главной цели.
  7. Каждой группе АА следует полностью опираться на собственные силы, отказываясь от помощи извне.
  8. Сообщество Анонимных Алкоголиков должно всегда оставаться непрофессиональным объединением, однако наши службы могут нанимать работников, обладающих определённой квалификацией.
  9. Сообществу АА никогда не следует обзаводиться жёсткой системой управления; однако мы можем создавать службы или комитеты, непосредственно подчинённые тем, кого они обслуживают.
  10. Сообщество Анонимных Алкоголиков не придерживается какого-либо мнения по вопросам, не относящимся к его деятельности; поэтому имя АА не следует вовлекать в какие-либо общественные дискуссии.
  11. Наша политика во взаимоотношениях с общественностью основывается на привлекательности наших идей, а не на пропаганде; мы должны всегда сохранять анонимность во всех наших контактах с прессой, радио и кино.
  12. Анонимность — духовная основа всех наших Традиций, постоянно напоминающая нам о том, что главным являются принципы, а не личности.

Критика [ править | править код ]

По некоторым мнениям, эффективность метода АА сильно преувеличена и своей популярностью программа обязана скорее грамотному паблисити, нежели реальным результатам. В частности, этой позиции придерживается Джо Миллер, автор книги US of AA: How the Twelve Steps Hijacked the Science of Alcoholism [8] . Критики АА указывают на то, что всего лишь 5% участников программы добиваются ощутимых успехов в борьбе с алкоголем. Кроме того, отмечается, что научная база для обоснования метода по сути отсутствует [9] .

Шаг первый:

Мы признали свое бессилие перед алкоголем, признали, что потеряли контроль над собой. Пояснения 1 шага

Шаг второй:

Пришли к убеждению, что только Сила более могущественная, чем мы, может вернуть нам здравомыслие.. Пояснения 2 шага

Шаг третий:

Приняли решение препоручить нашу волю и нашу жизнь Богу, как мы Его понимали. Пояснения 3 шага

Шаг четвертый:

Глубоко и бесстрашно оценили себя и свою жизнь с нравственной точки зрения. Пояснения 4 шага

Шаг пятый:

Признали перед Богом, собой и каким-либо другим человеком истинную природу наших заблуждений. Пояснения 5 шага

Шаг шестой:

Полностью подготовили себя к тому, чтобы Бог избавил нас от наших недостатков. Пояснения 6 шага

Шаг седьмой:

Смиренно просили Его исправить наши изъяны. Пояснения 7 шага

Шаг восьмой:

Составили список всех тех людей, кому мы причинили зло, и преисполнились желанием загладить свою вину перед ними. Пояснения 8 шага

Шаг девятый:

Лично возмещали причиненный этим людям ущерб, где только возможно, кроме тех случаев, когда это могло повредить им или кому-либо другому. Пояснения 9 шага

Шаг десятый:

Продолжали самоанализ и, когда допускали ошибки, сразу признавали это. Пояснения 10 шага

Шаг одиннадцатый:

Стремились путем молитвы и размышления углубить соприкосновение с Богом, как мы понимали Его, молясь лишь о знании Его воли, которую нам надлежит исполнить, и о даровании силы для этого. Пояснения 11 шага

Шаг двенадцатый:

Достигнув духовного пробуждения, к которому привели эти шаги, мы старались донести смысл наших идей до других алкоголиков и применять эти принципы во всех наших делах. Пояснения 12 шага

Название книги

Алкоголики Анонимные

ДВЕНАДЦАТЬ ШАГОВ И ДВЕНАДЦАТЬ ТРАДИЦИЙ

ПРЕДИСЛОВИЕ

Анонимные Алкоголики (АА) — это всемирное Содружество, насчитывающее более сотни тысяч членов

Чтать также:  Акт о курении в школе

, мужчин и женщин, объединившихся для совместного решения своих проблем и помощи тем, кто пытается найти исцеление от этой давно известной и загадочной болезни, называемой алкоголизмом.

В этой книге рассказывается о “Двенадцати Шагах” и “Двенадцати Традициях” Анонимных Алкоголиков. В ней в развернутом виде представлены принципы, следуя которым, члены АА исцеляются от алкоголизма, а также принципы, на основе которых действует Содружество АА.

Двенадцать Шагов АА — это совокупность духовных в своей основе принципов, которые, воплощаясь в образ жизни, позволяют больному освободиться от пристрастия к алкоголю и стать счастливым и полезным человеком.

Двенадцать Традиций АА относятся к функционированию Содружества. Они показывают, каким образом АА сохраняет свое единство и строит свои отношения с окружающим миром, как оно живет и развивается.

Хотя предлагаемые очерки были написаны для членов АА, многие друзья АА считают, что они могут вызвать интерес более широкого круга читателей и найти применение за пределами АА.

ШАГ ПЕРВЫЙ

Кто согласится признать себя окончательно побежденным? Конечно, никто. Все естественные инстинкты человека восстают против мысли о полном бессилии. Держа в руках стакан, страшно признаваться, что разрушительное пристрастие к алкоголю настолько овладело нашим сознанием, что только вмешательство Провидения способно избавить нас от него.

Банкротство, причиной которого является алкоголь, не сравнимо ни с чем. Алкоголь, становясь жестоким кредитором, высасывает из нас по капле независимость и волю, лишая способности противиться его требованиям. Признав этот страшный факт, мы должны смириться с нашей несостоятельностью во всем.

Но, вступив в АА, мы вскоре вырабатываем совершенно иную точку зрения на это состояние предельного человеческого унижения. Мы приходим к выводу, что, только потерпев полное поражение, можно обрести способность встать на путь, ведущий к силе и освобождению. Признание полного бессилия в конечном счете оказывается прочным основанием, на котором можно построить счастливую целенаправленную жизнь.

Нам известно, что успехов добиваются только те присоединившиеся к АА алкоголики, которые осознали свою ужасающую слабость и все ее последствия. Пока в этом вопросе алкоголик не познает смирение, его трезвость — если и есть какая-либо — будет ненадежной. Он не найдет настоящего счастья. Таков один из выводов, к которому пришло Содружество АА, и он доказан опытом большого числа людей. Принцип, согласно которому мы не найдем сколько-нибудь надежной опоры, пока не признаем полное поражение, является тем корнем, на основе которого зародилось и расцвело наше Содружество.

ШАГ ВТОРОЙ

Как только новые члены АА знакомятся с содержанием Второго Шага, перед ними часто возникает довольно сложная дилемма. Как часто мы слышали от них: “Посмотрите, что вы сделали с нами! Вы убедили нас в том, что мы алкоголики и не способны управлять своими жизнями. Доведя нас до состояния полной беспомощности, вы теперь заявляете, что только Высшая Сила может освободить нас от нашего пагубного пристрастия. Некоторые из нас не хотят верить в Бога, другие не могут, кое-кто верит, что Бог есть, но отказывается верить, что Он совершит ожидаемое от Него чудо исцеления. Да, вы заставили нас отказаться от спиртного, а что дальше?”

Давайте рассмотрим случай, когда человек говорит, что он не хочет верить, когда он — воинствующий “безбожник”. Его умственное состояние может быть описано как состояние дикаря. Вся его жизненная философия, которой он так гордился, оказывается под угрозой. Достаточно уж, говорит он, признания, что алкоголь навсегда “согнул его в бараний рог”. И вот теперь он, все еще испытывая боль от этого признания, вынужден предстать перед чем-то поистине невозможным. Как он гордится тем, что человек, возникнув столь величественно из единственной клетки в первичном питательном иле, является венцом творения и потому единственным известным божеством во Вселенной! И все это он должен отвергнуть, чтобы спасти себя?

Здесь опекающий его член АА обычно начинает смеяться. И новичок считает, что это последняя капля. Это и на самом деле начало конца. Но это конец старой жизни и начало новой. Его наставник, возможно, говорит ему примерно следующее: “Успокойся, обруч, сквозь который тебе предстоит прыгнуть, намного шире, чем тебе кажется. По крайней мере, так оказалось со мной и с моим другом, который когда-то был вице-президентом Американского общества атеистов, тем не менее, он умудрился проскочить с большим запасом”.

“Хорошо, — говорит новичок, — я верю, что ты не обманываешь меня. Я не сомневаюсь, что в АА полно людей, у которых когда-то были такие же взгляды, как и у меня. Но неужели в моих обстоятельствах человеку говорят “успокойся”? Вот что мне хотелось бы знать”.

«Прекрасный вопрос, — отвечает наставник. — Мне кажется, я знаю, как тебя успокоить. И тебе не придется для этого делать больших усилий над собой. Обрати внимание на три момента. Во-первых, Содружество Анонимных Алкоголиков не требует, чтобы ты верил во что-либо. Все наши Двенадцать Шагов не более чем предложения. Во-вторых, чтобы стать трезвенником и оставаться им, не обязательно с самого начала целиком принимать всю суть Второго Шага. Я помню, что сам я не сразу принял его. В-третьих, все, что тебе нужно, — это отказаться от предубеждений. Откажись от бесконечных споров и выяснения глубоких истин типа «что было раньше — курица или яйцо». Снова повторяю: главное — отказаться от предубеждений».

ШАГ ТРЕТИЙ

Осуществить Третий Шаг — это примерно то же самое, что открыть дверь, которая всем кажется затворенной и запертой на замок. Все, что для этого требуется, — это ключ и желание открыть. Существует только один ключ — желание. При наличии желания дверь открывается почти что сама собой, и, глядя в дверной проем, мы видим тропинку и возле нее надпись: “Это тропа к действенной вере”. Первые два Шага требовали от нас размышления. Мы увидели свое бессилие перед алкоголем, но мы также поняли, что какая-то вера, пусть даже вера в АА, может быть принята каждым человеком. Эти выводы не требовали от нас никаких действий, их нужно было просто признать.

Третий Шаг, как и все последующие, требует действий, соответствующих принципам, ибо, только действуя, мы можем избавиться от своеволия, которое всегда мешало тому, чтобы Бог — или Высшая Сила, если нам так больше нравится, — вошел в нашу жизнь. Вера, конечно же, необходима, но одной веры недостаточно. Мы можем верить, но не давать Богу возможности участвовать в наших судьбах. Поэтому наша задача заключается в том, чтобы найти, как именно и при помощи чего мы сможем впустить Его к себе. Третий Шаг является нашей первой попыткой добиться этого. Эффективность всей Программы АА зависит от того, насколько хорошо и серьезно мы пытаемся принять “решение препоручить нашу волю и нашу жизнь Богу, как мы Его понимаем”.

Чтать также:  3 Список психотропных препаратов

Каждому суетному новичку с практическим складом ума такой Шаг представляется трудным или вообще невозможным. Каким бы горячим ни было его желание, ему нужно конкретно знать, каким образом он может вручить свою волю и жизнь тому Богу, который, с его точки зрения, существует. Мы, попробовавшие это с не меньшими опасениями, чем вы, можем заверить вас, что, к счастью, любой человек, каким бы он ни был, может начать делать то же самое. Мы можем также добавить, что самое главное — это начать, каким бы скромным ни было это начало. Однажды воспользовавшись нашим желанием как ключом, открывающим замок, и слегка приоткрыв дверь, мы обнаружили, что теперь сможем открывать ее всегда и все шире и шире. Хотя своеволие может захлопнуть ее снова, что нередко случается, она всегда будет поддаваться, как только мы снова воспользуемся этим ключом — нашей доброй волей.

Может быть, все это кажется вам таинственным и далеким, как теория относительности Эйнштейна или какое-нибудь положение из области ядерной физики. Но это совсем не так. Давайте посмотрим, насколько это осуществимо. Всякий вступивший в АА с намерением присоединиться к Содружеству, уже приступил к выполнению Третьего Шага, хотя еще и не осознает этого. Разве вы не доверили решение всех проблем, связанных с алкоголем, Содружеству Анонимных Алкоголиков, полагаясь при этом на его заботу, защиту и руководство? Ведь вы уже обрели желание подчинить вашу волю и ваши представления об алкоголизме тем идеям, которые выдвигает АА. Каждый добровольно вступивший в Содружество, чувствует уверенность в том, что это единственное пристанище для такого, терпящего крушение судна, которым стал он. Если это не вручение своей воли и жизни некоему найденному Провидению, то что же это?

Но предположим, что инстинкт человека при этом восстает (а так оно, как правило, и бывает) и заявляет: “Да, в том, что касается алкоголя, я должен полагаться на АА, но во всех остальных вопросах я должен сохранять независимость. Нет такой силы, которая превратила бы меня в ничтожество. Если я буду все время подчинять свою жизнь и свою волю Кому-то или Чему-то, то что станет со мной? Я стану похож на дырку от бублика”. Это, конечно, тот самый процесс, при помощи которого инстинкт и логика всегда пытаются пробудить эгоизм и приостановить духовное развитие. Беда в том, что такое рассуждение не основано на реальных фактах. А факты эти таковы: чем выше наша готовность подчиниться Высшей Силе, тем более независимыми мы становимся. Поэтому практикуемая АА зависимость представляет собой средство для достижения подлинной независимости духа.

ШАГ ЧЕТВЕРТЫЙ

Природа не напрасно наделила нас инстинктами. Без них мы не были бы людьми в полной мере. Если бы мужчины и женщины не делали усилий, чтобы обрести уверенность в себе, чтобы добыть пищу и построить жилище, они не смогли бы выжить. Если бы они не рожали детей, земля не была бы населена. Если бы не было социального инстинкта, если бы люди не стремились к общению друг с другом, не было бы человеческого общества. Таким образом, стремления к сексуальным отношениям, материальному благополучию, эмоциональной защищенности и общению с другими людьми совершенно естественны, необходимы и, конечно же, дарованы человеку Богом.

Однако эти инстинкты, столь необходимые для нашего существования, часто превосходят свои нормальные функции. Властно, слепо, а порой весьма искусно они управляют нами, увлекают нас, подчиняют себе и настойчиво пытаются руководить нашей жизнью. Наши стремления к сексуальным отношениям, к материальному благополучию и эмоциональной защищенности, к высокому положению в обществе часто тиранят нас. Становясь неуправляемыми, естественные желания человека причиняют ему большой вред, являясь причиной многих, практически всех его неприятностей. Ни один человек, даже самый благонравный, не может избежать этих бед. Почти все серьезные эмоциональные проблемы можно рассматривать как случаи неверно сориентированных инстинктов. Когда это происходит, инстинкты, эти естественные дары человека, превращаются в бремя и ведут к физическим и психическим отклонениям.

Четвертый Шаг — это решительная и до некоторой степени мучительная попытка обнаружить в себе те отклонения, что были у нас в прошлом, и те, что есть сейчас. Нужно точно установить, как, когда и где наши естественные желания оказались извращенными. Мы хотим открыто признать, какие несчастья это принесло нам и другим людям. Обнаружив в себе эмоциональные отклонения, мы можем приступить к их исправлению. Без усердных и настойчивых попыток исправиться мы не сможем вернуться к трезвости или быть удовлетворены своей жизнью. Без такого глубокого и бесстрашного исследования своего поведения недостижима та самая вера, которая приводит к результатам в повседневной жизни человека.

Прежде чем заняться подробным анализом своего поведения, давайте внимательнее присмотримся к тому, в чем заключена основная проблема. Самые простые примеры вроде тех, что мы приведем ниже, станут значительными, если мы дадим себе труд подумать о них всерьез. Предположим, человек ставит свои сексуальные желания превыше всего. В этом случае могут пострадать его материальное благополучие и эмоциональная защищенность, а также положение в обществе. Другой человек может дойти до такой жадности к материальным благам, что способен отказаться от всего, чтобы урвать побольше денег. Дойдя до крайности, он может превратиться в скрягу или в отшельника, не имеющего ни семьи, ни друзей.

Благополучие человека не всегда связано с материальным достатком. Как часто приходится встречаться с запуганными людьми, полностью зависящими от тех, кто сильнее, и позволяющими им руководить собой и защищать себя. Эти слабые люди, отказавшиеся самостоятельно справляться с требованиями жизни, так и не становятся взрослыми. Их удел — разочарование и беспомощность. Если их покровители покидают их или умирают, они вновь остаются со своим одиночеством и страхом.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.